Полезные ссылки Глоссарий Сцены-Образы-Сюжеты Карта регионов Наскальное искусство Титульная страница
Регионы >> Средний Енисей >> Памятники >> Суханиха >> Подробное описание >> Каталог иллюстраций

Средний Енисей

СУХАНИХА

Гора Суханиха расположена на правом берегу Енисея, в 12 км выше устья Тубы. Петроглифы здесь находятся на береговых утесах и во внутренних логах скального массива на вертикальных блоках девонского песчаника, расположенных ярусами по склонам. Впервые наскальные изображения Суханихи в 1904 году обследовал, описал и сделал 96 эстампажей А. В. Адрианов, сам отметивший, что зафиксировал лишь незначительную часть рисунков этого местонахождения (Адрианов, 1904). В разные годы памятник исследовался Я. А. Шером (Шер, 1980, с. 141-142), М. А. Дэвлет (Дэвлет и др., 1979; Дэвлет, 1982), Н. В. Леонтьевым (1978, рис. 2; 1980, рис. 3), В. Ф. Капелько и другими; публиковались отдельные рисунки и композиции. Отряд под руководством Б. Н. Пяткина работал на Суханихе в 1979, 1984, 1990 гг. с целью полного документирования петроглифов памятника, всего было зафиксировано около 800 изображений на 150 плоскостях, (Miklashevich, Pyatkin, 1998; Советова, Миклашевич, 1999, с. 51). В 1992 г. работы проводились Французско-Российской экспедицией под руководством А.-П. Франкфора и Я. А. Шера, были сделаны очень качественные копии нескольких плоскостей (Francfort, Sacchi, 1993, fig. 39-45). В 2002-2003 гг. нами продолжено документирование петроглифов Суханихи: проводилось специальное обследование состояния сохранности береговых плоскостей, уточнение имеющихся копий, составление ситуационных планов, поиск и копирование неизвестных ранее изображений.
Комплекс топографически делится на пять местонахождений.

Суханиха I - береговые утесы на западном склоне горы. Здесь найдено несколько плоскостей с петроглифами. На нижних ярусах выбиты самые ранние изображения: выполненные в "минусинском" стиле крупные фигуры оленей. Есть также ниша, в которой находится плоскость, заполненная разновременными рисунками - от лося в "ангарском" стиле до характерного козлика таштыкской культуры. Очень необычны геометрические изображения фаллических фигур, треугольные знаки и концентрические окружности, датировка которых неясна. На одном из верхних ярусов берегового склона, подобраться к которому можно только с вершины, находится большое панно с изображениями вооруженных и сражающихся людей. Кроме обычных видов вооружения - луки, колчаны, наконечники стрел, здесь показаны очень редкие изображения щитов и копья. Сцена может быть датирована переходным от тагарской к таштыкской культуре временем.

Суханиха II - имеющий очень большую протяженность лог в южной части горного массива, расположенный перпендикулярно береговой линии. Рисунки нанесены на скальные выходы нескольких горных гряд юго-восточного склона. В самом начале этого местонахождения находится большая плоскость, вся заполненная выбитыми изображениями людей и животных. Большинство рисунков на ней относится к таштыкскому времени, но есть также перекрытое одним из них скифское изображение оленя с украшенным завитками туловищем, и древнекыргызское изображение всадника на коне. Петроглифы на других плоскостях также часто образуют многофигурные композиции, но есть и одиночные рисунки. Большинство изображений выбитые, на второй гряде есть длинный фриз, состоящий из нескольких граней, весь покрытый тонкими резными рисунками таштыкской культуры. В целом, изображения здесь датируются от тагарского времени до этнографической современности, с явным преобладанием таштыкских рисунков.

Суханиха III - несколько плоскостей на юго-восточном склоне небольшого холма, расположенного между пунктами Суханиха II и IV. Выбитые изображения лучников, антропоморфных фигур и оленей относятся к тагарской культуре. Есть также необычное изображение лося, скорее всего выполненное в подражание бегущим лосям Большого фриза Суханихи IV.

Суханиха IV - самое большое по количеству рисунков местонахождение, находится на юго-восточном склоне возвышенности в центральной части горы, к северу от пунктов Суханиха II и III и к востоку от береговой линии. Петроглифы здесь нанесены на скальные выходы, тянущиеся пятью параллельными ярусами вдоль всего склона. Наибольшая концентрация рисунков на 2-м и 3-м ярусах. На 3-ем ярусе, в самом его конце, находится главная достопримечательность Суханихи - так называемый Большой фриз, длинная стена красного песчаника, вся заполненная разновременными (от неолита до этнографической современности) рисунками, главным образом, изображениями бегущих слева направо животных. Эта плоскость уже была предметом специального исследования с публикацией части изображений фриза (Дэвлет, 1982), однако ее возможности как источника далеко не исчерпаны. Высокая концентрация рисунков (на площади 1,5 х 12 м расположено более 130 фигур), различия в технике и стилистике, наличие палимпсестов, композиционные связи, местоположение в зависимости от качества скальной поверхности - все это позволяет выявить последовательность нанесения рисунков, установить динамику заполнения плоскости, уточнить хронологию. Большой фриз, также как и несколько других многофигурных композиций, являются опорными при датировке всего комплекса петроглифов Суханихи. Остальные изображения этого пункта в основном относятся к эпохе поздней бронзы и раннего железного века. Среди первых самым известным является изображение колесницы (Леонтьев, 1980, рис. 3), которых в Минусинской котловине известно очень мало. Есть также довольно значительное число плохо сохранившихся гравировок эпохи средневековья, а также рисунки, тамги и другие знаки этнографического времени.

Суханиха V - северо-восточный склон, параллельный реке Тубе, здесь небольшая группа рисунков сосредоточена на одном ярусе почти у самой вершины горы. Большинство петроглифов относится к этнографическому времени, одна композиция - к таштыкской культуре (резные изображения всадника и коней), одна - к окуневской (ряженые антропоморфные фигуры) (Леонтьев, 1978, рис. 2: 2; Miklashevich & Pyatkin, 1998, fig. 4).

Суханиха VI - местонахождение, расположенное на некотором удалении от основного горного массива. Тубинский склон Суханихи, изгибаясь дугой вдоль Потрошиловской протоки, протянулся на несколько километров чередой небольших возвышенностей (Подсуханихские горы) почти до самой Тубы, где они подходят к горе Мосеиха. Примерно на половине пути от Мосеихи до Суханихи эти возвышенности в одном месте "расступаются", образуя узкий длинный проход. Это место у А. В. Адрианова названо "Щелью". Здесь есть несколько плоскостей на юго-восточном склоне с изображениями схематических фигур людей и животных, относящихся к карасукской культуре.

В целом, на этом памятнике представлено все разнообразие культурно-хронологических пластов, выделяемых в наскальном искусстве Минусинской котловины (Советова, Миклашевич, 1999, с. 53-69). Возможности относительной датировки петроглифов здесь могут быть использованы в полной мере, благодаря наличию нескольких многослойных многофигурных композиций, таких, как Большой фриз. Благоприятным фактором для соотнесения того или иного пласта петроглифов с конкретной археологической культурой является наличие большого числа разновременных археологических памятников, выявленных и частично раскопанных в окрестностях Суханихи. Урочище Подсуханиха и вся надпойменная терраса вдоль Потрошиловской протоки между горами Суханиха и Мосеиха буквально "заполнена" археологическими памятниками. Часть из них раскапывалась в связи с затоплением водохранилища Красноярской ГЭС, некоторые обнажились уже после затопления, кроме того, многие памятники оказались под угрозой разрушения, когда в связи с колебаниями уровня воды и ошибками проектировщиков началась переработка береговой линии гораздо дальше запланированного уровня. Только по опубликованным данным на этой территории обнаружены: могильники и погребения афанасьевской (Вадецкая, 1986, с. 25; Иванова, 1968; Леонтьев, Наглер, 1995), окуневской (Вадецкая, 1986, с. 39; Зимина, 1959), карасукской (Вадецкая, 1986, с. 69; Леонтьев, 1979, с. 243; Леонтьев, Наглер, 1995), тагарской (Вадецкая, 1986, с. 112), тесинской (Леонтьев, Наглер, 1995), таштыкской (Шер и др., 1997, с. 375) культур и древнекыргызского времени (Гаврилова, 1964), поселение таштыкской культуры (Вадецкая, 1986, с. 150), культовые сооружения окуневской культуры и тесинского времени (Леонтьев, Наглер, 1995) и поминальник таштыкской культуры (Леонтьев, 1979, с. 243). В ограде тагарского кургана в 2-х км к югу от с. Николопетровка было найдено окуневское изваяние, использованное как угловой камень (Leont'ev, Kapel'ko, 2002, T. 52: 147). Многие памятники, не имевшие визуальных признаков до затопления водохранилища, и потому не раскопанные, были им размыты и разрушены, или, оказавшись на поверхности во время понижения уровня воды, разграблены. И сейчас еще вдоль береговой линии можно видеть остатки каменных конструкций, керамику, кости. Археологические исследования в районе Суханихи продолжаются и осуществляются совместной экспедицией Германского Института археологии и Абаканского университета.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 


 


Copyright © Институт археологии
Российской академии наук
(ИА РАН)
Разработчики: д.и.н. Е.Г.Дэвлет; д.и.н. О.С.Советова; к.и.н. А.Н.Мухарева; программист С.С.Богомолова